Теперь и в Приморье присоединились к флешмобу за повышение рождаемости, приняв закон о запрете к склонению к искусственному прерыванию беременности. Практическая ценность таких запретов крайне мала, но это мало кого беспокоит - "все побежали, и я побежал". Как можно не принять документ о запрете, если все вокруг всё запрещают? "Пацаны не поймут".
Между тем, уже озвучен прогноз, что на всей обозримой перспективе вплоть до середины столетия число женщин, способных к рождению, в России будет уменьшаться. Далее неизвестно, так как более глубокий прогноз слишком недостоверен. Но вряд ли что-то слишком изменится.
Это означает, что даже для поддержания текущей низкой рождаемости "нагрузка" на одну женщину в плане рождаемости должна только увеличиваться. Тут не до увеличения численности населения как таковой, тут бы на текущем уровне удержаться. И понятно, что не удержатся.
Вообще, Россия в этом смысле попала в крайне неприятную ситуацию. Мы прошли демографический переход и стали полноценным городским обществом второго типа воспроизводства (низкая рождаемость/низкая детская смертность), и теперь борьба за поддержание численности населения переходит от экстенсивных мер к интенсивным - в первую очередь, к резкому улучшению качества жизни и повышению среднего возраста. Однако именно на этом этапе к власти в стране пришли люди, абсолютно не заинтересованные в развитии страны и народа, использующие власть исключительно для личного обогащения за счет перераспределения собственности.
Поэтому ключевая задача текущего этапа демографической политики - улучшение качества жизни населения - невыполнима в принципе. Невозможно одновременно грабить страну и развивать ее, так не бывает. Плюс чудовищное падение всех управленческих компетенций на всех уровнях.
Попытки решать задачу интенсивного развития экстенсивными методами (через стимулирование рождаемости) совершенно бесперспективны. Не тот инструмент. Но бюрократия не интересуется результатом, она заточена на производство решений, пускай даже откровенно дурацких. Отсюда и внезапно вспыхнувшая кампания по стимулированию рождаемости. При этом опыт всех стран, которые столкнулись с этой проблемой, показывает, что никакие меры по стимулированию в постгородских обществах не работают - наиболее далеко продвинувшиеся здесь Япония и Южная Корея не в состоянии добиться увеличения рождаемости даже при наличии очень дорогих программ. В России денег на это нет, поэтому стимулирование идет в основном через репрессии и запреты. Что вообще клиника, но никого это не смущает.
Повторюсь - нынешний этап требует только одного - кардинального увеличения качества жизни населения. Только в этом случае можно добиться не увеличения рождаемости, но увеличения продолжительности жизни, причем трудового возраста в том числе. Следующие этапы просматриваются, но пока ни одна страна в мире к ним не подошла вплотную. Далее неизбежно встанет вопрос о репродуктивных технологиях, искусственной рождаемости, но это комплексная задача, которая потребует не только достижений технологического уровня, но и очень серьезных изменений в социальной политике, в психологии (в том числе и коллективной). Но главное - этот этап достижим только в свободных обществах. Диктатуры его пройти не смогут.
Для России при нынешнем режиме всё это абсолютно не актуально. Мы не можем сегодня повышать качество жизни населения, так как такая задача потребует ограничения аппетитов правящего слоя. На что он, безусловно, не пойдет. Кроме того, потребуется управление совершенно иного уровня, который сегодня недопустимо низкий, и опять же - это ставит задачу полной смены всей управляющей страты, которая объективно не "тянет" выполнение стоящих перед страной проблем.
Так что пока у нас только запреты и репрессии. Ничего другого для демографической политики нет и не будет. Набор инструментов, скажем прямо, неподходящий. Поэтому и результат будет в лучшем случае нулевой, а скорее всего - отрицательный.
! Орфография и стилистика автора сохранены