В нынешней дискуссии по поводу 90-х практически нет попыток системного анализа ситуации. Несколько лет назад (задолго до начала полномасштабной агрессивной войны) я попробовал "анализировать это" с точки зрения теории элиты (В. Парето) и "классового подхода".

1. Происхождение путинизма из 90-х по теории элиты

Известный социолог В. Парето выделял два типа правящей элиты: львов, ориентированных на силу; и лис, власть которых опирается на манипуляцию. Я не хочу называть российских силовиков — "львами". Они как-то совсем не похожи на этих благородных животных. Поэтому вместо "львов" я буду употреблять определение "волки". Так вот, вся история постсоветской России — это соперничество "волков" и "лис". К первым относятся силовики и их представители в крупном бизнесе, ко вторым ельцинские олигархи и связанная с ними псевдолиберальная бюрократия. Каждый крупный политический кризис приводил к усилению влияния одной из этих группировок и ее методов удержания власти. Каждая группировка элиты "продавала" режиму те услуги, которые умела оказывать: "волки" — насилие, "лисы" — манипуляцию.

В ходе борьбы за ресурсы и политическое влияние, то "лисы" заставляли "волков" работать на себя, то "волки" ставили под контроль "лис". При этом основная стратегическая цель у тех и у других была общая: сохранить власть и собственность от притязаний непривилегированного большинства населения.

1993 год — "волки" становятся незаменимы

Во время конституционного переворота Ельцина в октябре 1993 года волкам, то есть прежде всего группировке Коржакова удалось "продать" президенту силовое решение кризиса. После этого Ельцин попал в определенную зависимость от силовиков. Первая чеченская война стала результатом стремления "волков" еще сильнее увеличить свое влияние. Однако эта авантюра провалилась.

"Лисы"-олигархи, подкупая некоторых представителей "волчьего лагеря", постепенно набирали политический вес. Через некоторое время начались первые открытые столкновения "волков" и "лис". Например, группировок Коржакова и Гусинского.

1996 год — "лисы" берут верх

Во время кризиса, связанного с выборами 1996 года, "волки" опять пытались продавить силовое решение: запрет КПРФ и отмену выборов. Но на этот раз неудачно. Ельцин уже готов был поддаться на уговоры Коржакова и подписать соответствующий указ. Однако "лисам" во главе с Чубайсом удалось через ельцинскую семью добиться отказа от силового варианта. Чубайс и Ко при поддержке олигархов срежиссировали выборное шоу и втащили полувменяемого Ельцина в президентское кресло. Коржаков с компанией, поняв, что "лисы" становятся хозяевами положения, попытались вмешаться в ход выборов (дело о "коробке из под ксерокса") и были в наказание полностью отстранены от власти.

1998 год — попытка "волчьего" реванша

Во второй президентский срок Ельцина влияние "лис" усиливалось. Дефолт 1998 года, правда, привел к попытке "волчьего" реванша, связанной с правительством Примакова. Однако "лисы", полностью контролировавшие окружение больного президента, достаточно быстро отбили эту достаточно слабую атаку.

1999-2000 годы — временный союз "лис" и "волков" приводит к власти Путина

В 1999 году начался новый политический кризис. "Лисы" понимали, что второй раз реанимировать политический труп Ельцина не удастся, что любые такие попытки могу вызвать фатальные для режима последствия. Угроза дестабилизации режима, потери правящей элитой власти и собственности была беспрецедентно велика. В этой почти безвыходной ситуации "лисы" вступили в союз с "волками" и пригласили на президентский трон человека, устраивавшего оба лагеря. Совершенно неслучайно, что они поставили на Путина. Немцов и Явлинский, конфликтовавшие с самым сильным "семейным" кланом "лис", не устраивали обе группировки. Примаков устраивал только "волков". Лужков с его непомерными аппетитами и желанием "грести все под себя" не устраивал никого. Степашин был очень близок к тому, чтобы стать преемником, но как премьер-министр оказался не в состоянии соответствовать стоящим перед ним "волчьим" задачам.

Оставался Путин: с одной стороны выходец из силовиков, с другой — бывший член команды либерала Собчака, тесно связанный с "лисами" из ельцинской семьи. Совместные усилия "лис" и "волков" позволили организовать беспрецедентную кампанию по продвижению Путина во власть, сочетавшую силовые (включая террористические провокации, типа взрыва домов в Москве) и манипулятивные методы. Во всем этом участвовали и "лисы", типа Березовского, и "волки"-чекисты.

2004 год — "волки" подчиняют себе "лис"

После победы Путина на выборах "волки" постепенно начали теснить "лис", перераспределяя в свою пользу финансовые потоки и собственность. Путин делал вид, что стоит над схваткой, но все его симпатии были на стороне "волков", с которыми его связывал профессиональный бэкграунд, общее видение мира и личная дружба.

После Бесланской трагедии была проведена политическая реформа в интересах "волков": отменены выборы губернаторов и т.д. Таким образом, власти продемонстрировали, что собираются опираться на силу, а не на выборные манипуляции.

2011 год — "лисы" поднимают голову

В следующий кризис режима, т.н. "белоленточную революцию" конца 2011 — начала 2012 года, "лисы" убедили Путина опереться, по-преимуществу, на манипуляцию. Чтобы выпустить пар и снизить градус конфликта были разрешены знаменитые "белоленточные" шествия по Москве, восстановлены выборы губернаторов, зарегистрированы некоторые оппозиционные партии, типа ПАРНАС.

2014 год — власть "волков" становится абсолютной

Новое беспрецедентно резкое усиление влияния "волков" произошло в результате революции в Украине, начала российско-украинской войны и конфронтации с Западом. В этой ситуации еще сильнее стали востребованы "волчьи" методы управления. "Волки" стали настоящими полновластными хозяевами страны. "Лисам" осталось только обслуживать "волчьи" интересы в тех сферах, где они не заменимы, например, в пропаганде и в бизнесе.

2. Происхождение путинизма из 90-х через оптику "классового подхода"

Главный итог псевдорыночных реформ в России — захват номенклатурой в собственность ресурсов, находившихся под ее административным контролем. Как свидетельствуют различные исследования, именно представители бывшей советской, министерской, партийной бюрократии, директорского корпуса, идеологических, комсомольских и силовых структур стали основными владельцами значимой собственности в стране. Выходцы из других социальных слоев, принявшие участие в приватизации жирных кусков "государственного пирога", были допущены к его разделу только в качестве партнеров чиновничества.

Почему так произошло? Бюрократия, естественно, не могла не воспользоваться возможностью конвертировать власть в собственность. Но как это допустили жители страны, только что как будто распрощавшиеся с номенклатурной системой? Я считаю, что главная причина — предательство, совершенное руководством демократического движения, приведшего к власти Ельцина. Его лидерам можно выдать медали "За взятие собственности для бюрократии". Чрезвычайно популярное в конце 80-х — начале 90-х, оно не использовало доверие граждан для того, чтобы хотя бы попытаться реализовать провозглашенные идеалы. Первое, что сделали демократические "вожди", придя к власти — заключили союз с советской номенклатурой и стали вместе с ней главными получателями дивидендов от происходящих перемен: Собчак вытащил из политического небытия чекиста Путина, Попов — советского чиновника Лужкова и т.д.

Сейчас модно противопоставлять "путинскую" и "ельцинскую" системы. Создается миф о том, что при "хорошем Ельцине" страна развивалась по демократическому пути, но пришел Путин "и все опошлил" (как в анекдоте про поручика Ржевского).

В действительности Путин только завершил формирование режима, сложившегося при первом президенте России, основанного на сращивании власти и бизнеса, тесном союзе коррумпированной бюрократии и полукриминальных предпринимателей. Разница в том, что при Ельцине первую скрипку играл приближенный к власти бизнес (т. н. олигархи), "лисы". А при Путине резко усилилось влияние бюрократии и спецслужб, "волков".

Игорь Эйдман

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены