"И задумал пойти по другому пути,
И идти на Москву он решился".
(А. Навроцкий "Есть на Волге утёс")
Мятежом войск в России никого не удивишь. Ни сегодня, ни в стародавние годы. В XVII веке на Москву мятежные русские войска ходили часто. Минимум четырежды. В 1607 году — мятежная армия Ивана Болотникова, в 1615 году — мятежники Ивана Баловня, в 1670 — мятежники Степана Разина, а в 1698 году — мятежные стрельцы под командованием Василия Тумы и Артемия Маслова.
1607 год. Болотников идёт на Москву
Итак, сразу после прихода Василия Шуйского к власти, летом 1606 года, на юге страны, юго-восточнее Чернигова, на территории современной Украины, исторически — на Северщине, вспыхнул вооружённый мятеж. В историю он вошёл как крестьянская война под руководством Ивана Болотникова, называвшего себя "воеводой царя Дмитрия", хотя реально мятежниками руководили боярин Андрей Телятевский и князь Григорий Шаховской. Крестьяне в мятеже участвовали слабо и попросту примкнули к мятежной армии казаков и стрельцов, взбунтовавшихся, скорее всего, из-за невыплаты жалования. Не крестьянская армия шла на Москву. Профессионалы. Уж слишком быстро мятежники разбили в открытом бою под Кромами и Ельцом армию Шуйского. Крестьянам это было не под силу. В сентябре инсургенты заняли Калугу, в октябре Коломну, а в ноябре осадили Москву. Путь до столицы у них занял четыре месяца. Медленно, по сравнению с "пригожинцами", но по тем временам — скорость продвижения нормальная!
Два месяца мятежники столицу осаждали, но взять не смогли. Зимой, в январе 1607 началось организованное отступление повстанцев к Калуге. Войска Шуйского Калугу осадили. В мае 1607 осажденные осуществили прорыв блокады и, проведя ложный маневр, опять пошли на Москву. Под Восмой были разбиты, отступили к Туле, где оборонялись до октября 1607 года. Потом сдались на милость царя. Милость была проявлена. Четыре тысячи "восставших" включили в армию Шуйского и послали на юг против "Лжедмитрия" II, где они тут же перешли на его сторону. Практически все руководители мятежа были прощены, причём некоторые получили повышение, например, упомянутый Телятевский. Видимо, с тех пор и пошла традиция прощения организаторов мятежа. Сам Болотников был сослан и непублично убит в Каргополе.
1615 год. Баловень идёт на Москву
Иван Баловень, сподвижник боярина Дмитрия Трубецкого, лидера "первого ополчения" и освободителя Москвы от поляков, стал головной болью для новоизбранного царя Михаила Романова вовсе не потому, что был силён или имел привлекательную программу. Баловень — следствие романовских ошибок. Новый царь недолюбливал участников "первого ополчения, так как они ещё недавно присягали царю Дмитрию Псковскому, "Лжедмитрию III", а до того — Марине Мнишек с её сыном (а для Романовых это — хуже некуда!).
И после взятия Москвы царь не заплатил жалования "первоополченцам". "Идите на все четыре стороны и кормитесь сами!" — сказал Михаил. Изгнанные избрали своим атаманом Ивана Баловня и пошли куда царь сказал. Ушли на не разорённый войной север страны. К июню 1613 года сторонники Баловня с лёгкостью взяли под контроль территорию нынешней Костромской, Ярославской, Тверской и Вологодской областей. В декабре 1614 года заняли Вологду, а в июне 1615 пошли на Москву. Московское правительство начало с ними переговоры, затянуло их и, улучив момент, выманило лидера восставших, арестовало и казнило его. Лишённая главы армия инсургентов отступила от стен столицы. Но недалеко. Мятежники останавливаются и начинают ждать.
Судя по всему, на помощь им спешит лучший рейдер Речи Посполитой Александр Лисовский. Прекрасно понимая, что за Романова уже никто воевать не будет, он всего с двумя тысячами кавалеристов в июне 1615 года шёл на Москву. Никто никакого сопротивления Лисовскому не оказывал. Цитируя Пригожина, можно сказать, что Лисовский "блокировал все воинские части на своём пути". Армия Пожарского под Можайском просто разбежалась. 6 сентября Лисовский разгромил русских под Орлом. В то же самое время на юге ногайцы шли на Серпухов, а крымские татары ударили по Курску, Рыльску и Брянску. Москва должна была пасть. Но этого не произошло. Михаила Романова спасло предательство. Не обычное, а крупное. Царское предательство. Лишённый армии, союзников и моральной опоры в обществе царь принял феодальную зависимость от Османской империи, договорился с турками о подобии протектората султана над Россией в форме выплаты "поминок по дани" — тыша — зависимым от Турции крымским татарам. Этим Россия фактически была ввергнута во второе издание татарского ига. Политическим аспектом этого ига, этой зависимости стала зависимость русского патриарха от интронизации его восточными патриархами, которые были подконтрольны турецкому султану. Финансово тыш — почти полноценная дань. Не менее двадцати тысяч рублей серебром. И, как своеобразный сюзерен, турецкий султан нанёс по врагам России удар. В августе 1615 года хан Джанибек-Герай перешёл Днепр и ударил на Львов. Поляки прекратили атаку Лисовского и подписали с османами мирный договор в Буше в 1617 году. Войну с Россией поляки тоже прекратили и подписали Деулинское перемирие в 1618 году. Мирная передышка позволила Михаилу Романову собрать остатки верных войск и добить остатки армии Баловня.
1670 год. Разин идёт на Москву
"Ходя! Пойдём!" — так, по мнению немецкого историка Иоганна Юстуса Марция, того, кто первым из европейцев ещё в 1674 году подробно описал ход восстания Степана Разина, звучал клич повстанцев. Хотя восстанием Разина эти события можно назвать весьма условно. Сам Степан Тимофеевич лидером восстания был всего около семи месяцев. Дальше — 15 месяцев — всё шло без него. Просто мятежная армия Разина была самой эффективной частью мятежа, ибо суперпрофессионалы. ЧВК "Вагнер" отдыхает! Разинцы иногда города брали отрядами в 200-300 человек. А оснащённость! На исходе восстания у марийцев-разинцев на двадцать тысяч сабель было 20 пушек! У Наполеона в XIX веке одна пушка на 500 человек. У разинцев в XVII веке одна пушка на 1000 человек! Информационную войну Стенька вёл отлично! Слухмейкерством владели разинцы в совершенстве! Без всякого "Телеграма". Распустить слух, что с ними идёт царевич Алексей — пожалуйста! Распустить слух, что с ними идёт патриарх Никон — без труда! Военные хитрости применяли постоянно. Камышин взяли хитростью — купцами переоделись. Спецназ! А знаменитый поход Разина на Персию? Ведь в морском сражении персидский флот разбил! Ни одно восстание в России (кроме Октябрьской революции да "пригожинского мятежа") не освещалось на Западе так широко, как разинское! И в Германии, и в Голландии в только начавших выходить европейских газетах писали про Разина.
История разинского мятежа началась с того, что удачливый царский каспийский капер, который делился добычей с русским государством в лице астраханского воеводы, весной 1670 года заявил, что идёт спасать царя Алексея Михайловича от бояр-изменников. Царь хороший — бояре злые. Одновременно он обещал дать "чёрным людям" свободу от засилья бояр или дворян. Разинцы довольно быстро заняли Астрахань, Саратов, Самару, часть Симбирска и Цивильска, Алатырь, Саранск, Пензу, Козьмодемьянск и несколько раз штурмовали Тамбов. Удаче Разина способствовало то, что одновременно на Дону грянуло восстание Василия Уса, началось восстание мордвы под предводительством Алёны Арзамасской, восстание коми под руководством Ильи Пономарёва, а также марийское восстание под руководством Акая Боляева. Разин был, скорее, самым известным из вождей повстанцев, нежели руководителем всех восстаний. В конце октября Разин потерпел серьёзное поражение около Арзамаса, был вынужден сдать Пензу, Саранск, Козьмодемьянск, Алатырь, снять осаду с Симбирского и Цивильского кремля. В битве под Симбирском в октябре 1670 года Разин был тяжело ранен и эвакуирован на Дон для лечения. В декабре 1670 года верными царю войсками было подавлено восстание мари, мордвы, а также коми. В апреле 1671 года атаман Донского войска Корнил Яковлев напал на ставку Разина, арестовал его и передал царским властям. В июне 1671 года Степан Разин был четвертован на Болотной площади. Несмотря на разгром основных сил восставших, в начале лета 1671 года отряд мятежного атамана Фёдора Шелудяка попытался взять Симбирск. Последним оплотом восставших была Астрахань, сдавшаяся в декабре 1671 года.
В разинском восстании много "пластов". Его можно рассматривать как религиозную войну, как симбиоз восстаний мусульман, староверов, приверженцев неких друидических культов против никонианского православия, можно рассматривать как некую династическую войну (если предположить реально царственное происхождение "лжецаревича" восставших Алексея), как мятеж казацких войск, как крестьянскую войну, наконец, как "ответку" поляков русскому царю за поддержку Богдана Хмельницкого. Надеюсь, историки будущего разберутся в этом сложном явлении. Но очевидно одно — ядро мятежников составляли не мужики-лапотники, а профессиональные вояки, казаки и стрельцы.
1698 год. Стрельцы идут на Москву
В 1698 году, после кровопролитных азовских походов восстали четыре стрелецких полка, численность которых историки оценивают примерно в 2 тысячи человек. Полки были дислоцированы в Великих Луках. Причина восстания проста — жалование задерживают, земельные пожалования не дают, снаряжение не выделяют, новомодные офицеры-немцы лютуют. Царю пожаловаться нельзя, ибо царь уехал из России в какое-то посольство, царевна Софья под замком, а в Москве наместничает князь-кесарь боярин Фёдор Ромадановский, а на самом деле правит генерал Патрик Гордон, который стрельцами не занимается, а блюдёт только собственные интересы. Сначала стрельцы бунтовать не собирались, а послали в Москву в марте 1698 года представительную делегацию из 175 стрельцов, которые должны были изложить требования войск царскому наместнику. Просьба стрельцов о выдаче жалования была выполнена, и им приказали покинуть столицу. Стрельцы почему-то отказались, стали грубить начальству. Тогда часть из них была арестована, часть бежала и укрылась в стрелецких московских слободах, послав при этом гонцов к своим полкам. Стрелецкие полки пошли выручать "своих". Есть версия, что заодно решили стрельцы освободить и царевну Софью, сместить царя Петра и наместника Ромодановского. За пару недель мятежные стрельцы преодолели путь от Великих Лук до Нового Иерусалима, где были встречены превосходящими силами царских войск и разбиты. Почти все мятежники попали в плен. В бешенстве Пётр I вернулся из "Великого посольства". Расправа над мятежниками была жуткой. Казнены более тысячи человек, почти 600 биты кнутом и сосланы. Царевна Софья была обвинена в связи с мятежниками, и её и без того монастырский режим был усилен.
Репрессии не охладили желание русских солдат бунтовать. Но о мятежах XVIII и XIX расскажу в следующем очерке.