В свое время, когда я студентом жил-был в Москве (оканчивая Московский энергетический институт), Венгрия была популярна в России, особенно среди экономистов. Все, кто знал о ней, отзывались положительно. В ней видели пример осуществления социализма "с человеческим лицом". С товарами и относительной свободой, без насилия.
Много зависит от первого лица. Янош Кадар был пуританином, коммунистом западного типа (в России никогда не жил, по-русски не говорил). Он был удачным выдвиженцем Хрущева, до конца (даже после снятия Хрущова) сохранил ему верность. В условиях брежневского застоя Кадар осуществил практически все основные требования революции 56-го года, кроме многопартийности и выхода из Варшавского Договора. При этом он знал свое место "в социалистическом лагере". Не был кровожадным. Казнь Имре Надья была для него тяжелейшим грузом до конца жизни. Он о нем заговорил, почувствовав бесславный конец своего режима, будучи уже психически неуравновешенным (не называя его имени).
Первое лицо опять играет важную роль у нас, только в этот раз отрицательную. Виктор Орбан и его ближайшее окружение вышли из одной комнаты общежития юридического факультета будапештского университета (ваш кооператив "Озеро"). Молодые люди решили покорить столицу, страну (как и многие провинциалы в России). Он серьезно занимался футболом, был вынослив и крепок. Хитер и коварен. Склонен к перевозбуждению. Он и его друзья имели сильное изначальное чувство неполноценности перед интеллигентной и начитанной с детства столичной элитой (в том числе еврейской).
Он ворвался в политику в 1989 году, когда, несмотря на договоренность между партиями, выступая на церемонии перезахоронения повешенного Кадаром Имре Надьи и его товарищей, требовал вывода советских войск из Венгрии. О выводе в это время уже была договоренность, включая подробный план отъезда войск, все с замиранием сердца ждали момент полного его осуществления. Орбан нарушил договоренность, рискуя замедлением или отложением вывода войск, однако по сей день в его легенде утверждается, что как будто от его смелого выступления войска СССР двинулись домой.
С 1988 по 1990 г. он учился в Англии, в Оксфорде, на деньги Сороса. Сорос пытался создать новое поколение политиков-антикоммунистов, которые готовы были вырвать страну из рук "бывших". Партия Орбана "ФИДЕС" (Союз Молодых Демократов) была либеральной партией, он сам был зампредседателя Либерального Интернационала. В это время Венгрия стала примерной страной ненасильственного перехода от члена социалистического лагеря в европейскую страну, где победила либеральная демократия со своими честными, чистыми выборами, мирной сменой состава парламента и руководства страны, когда никто не старается овладеть ресурсами страны, подчинить себе ее население, когда в парламенте подробно обсуждаются судьбоносные вопросы и решения выносятся голосованием, где работают сдержки и противовесы, где сильны институты.
На сегодняшний день из всего этого осталось у нас мало. Одна видимость. Венгрия оказалась на грани выхода из ЕС. "Путь в Дамаск" Орбана произошел в конце его первого премьер-министерства, около 1998 года, когда он проиграл выборы. Он понял, что либеральная демократия не соответствует его планам по перестройке Венгрии и Европы (!!). ФИДЕС перешел в консервативную семью Европейских партий, в "Европейскую народную партию" (откуда его недавно выставили, возмущаясь пропагандистским антибрюссельским враньём, удушением полезнейших НКО, финансируемых из-за границы).
Будучи премьер-министром в первый раз, он был ярым противником Москвы, в частности, препятствовал прохождению конвоя с гуманитарной помощью из России в Югославию. Он смеялся, когда напомнили ему о сходстве положения России и Венгрии — после распада которых оказалось большое количество этнических венгров и русских за пределами страны — как повода для создания хороших отношений между нашими странами. Вступал в открытые споры с послом РФ в Венгрии.
Второй раз он стал премьер-министром в 2010 году и является им по сей день (видимо, продолжит быть руководителем Венгрии и после следующих выборов в 2022 году).
В чем секрет Орбана, как он смог подмять под себя эту когда-то примерную центрально-европейскую страну? Он использовал рецепт Геринга: "Народ всегда может быть приведен к послушанию. Это просто: надо только сказать ему, что на него нападают. И при этом обвинить пацифистов в отсутствии патриотизма и в том, что они подвергают страну опасности. Это срабатывает в любой стране". Надо только слово "пацифист" поменять на слово "либерал". Орбан отошел от либеральной демократии, объявив себя врачом, верховным военным и духовным правителем всех венгров. Цинично использовал при этом любые приемы политической борьбы от перекраивания границ выборных участков до исключения из публичного пространства политиков-противников, захватив государственное телевидение и радио.
В 2010 году он победил благодаря мировому экономическому кризису 2008–09 годов, приписывая экономические проблемы правительству Венгрии, его неумению руководить страной. Получив больше 2/3 голосов в парламенте, немедленно переписал конституцию на свой вкус, захватил Конституционный суд, прокуратуру, силовые ведомства, правоохранительные органы, медиа. Очень удачно Евросоюз поспешил помочь ему финансами, проводя программу выравнивания экономического и жизненного уровня старых и новых членов ЕС. Орбан дал отмашку своим обогатиться как только могут за счет полученных денег. Он сам решает, кому отдаются большие инфраструктурные проекты. Имеется громадное количество фейковых проектов, с которыми прокуратура не борется, при этом отбивается от желания соответствующих структур Евросоюза проводить проверки правильности использования полученных средств. В результате за последние 10 лет появился новый класс, "новое дворянство", члены которого скупают заброшенные дворцы и поместья, землю, ходят в Венгрии "как по буфету". Ведут закрытую от глаз граждан жизнь новой аристократии. В семье Орбана все стали миллиардерами (отец, брат, дети, жена и т.д.), только о самом себе он говорит как "о бедном бюджетнике".
Орбан "скупил" все более-менее значительные церкви на корню. Отдал им большую часть школьного образования. Т.е. власть над душами детей. Взамен пасторы звонко и громко призывают прихожан голосовать за ФИДЕС. Священники ездят теперь на "Ауди". Финансирует он и евреев. Не тех, которые по зову сердца, следуя их полученной от Бога роли в истории, говорят о нем правду. Он нашел ветвь, внутреннюю оппозицию евреев, которая за хорошие деньги на все готова.
Быть сторонником Орбана стало очень выгодно. Многие отвечают ему "да, да, да" на сатанинское предложение "поклонись мне, и внуки внуков твоих будут богатыми". Находят, конечно, и таких его сторонников, которые уж слишком явно перегибали палку, их публично выпорют, но не очень больно. Общим лозунгом сторонников Орбана стало: "Венгрия наша, все можно, куй железо, пока горячо!" Идет вакханалия их обогащения.
Финансовый баланс между ФИДЕС и оппозицией безнадежно перекошен в сторону ФИДЕС.
Экономика.
Экономика должна быть свободной. Если все государственные проекты передают друзьям, государство сильно переплачивает и нет необходимого ни технического, ни финансового контроля. Разбогатевшие, стараясь разместить активы, закупают новые, перспективные предприятия, проглотив все и вся. Все госзаказы распределяются через знакомых и друзей. Отсутствие всякой честности на тендерах не может быть основой успешной независимой экономики.
Основа венгерской экономики — огромные мультинациональные предприятия, которые получают значительные налоговые послабления от государства. В первую очередь это немецкие кампании. Режим старается переориентировать венгерскую экономику на восточные рынки: Россия, Китай, Средняя Азия. Тщетно. Это тот самый случай, когда размер играет исключительную роль.
Внутренняя политика.
Орбан — король своего режима. Он властвует над умами своих. Все решает он единолично. Все чиновники и приспешники смотрят ему в рот. При непослушании может любого лишить всего. В последнее время стал сажать в Верховный суд своих сторонников, как Трамп делал в США. Только Венгрия не Америка. Здесь неисполнение желания короля грозит вечным падением в ад.
Насильственные методы против оппозиции не применяет. Только экономические. Одна за другой исчезают оппозиционные газеты, радио, ТВ, НКО, но при этом следит за тем, чтобы осталась небольшая кучка оппозиционных СМИ — для выпуска пара и показа Западу — никого мы не притесняем! Оппозиционным предпринимателям, конечно, закрыты все тендеры. Митинговать можно. Толку, однако, никакого. В парламенте выступать можно, даже разрешено ругать правительство и лично Орбана. Последствий никаких. Большинство депутатов голосуют по отмашке. Оппозиционные депутаты — всего лишь декорация режима.
В последнее время Орбан стал создавать всякие фонды — общаки, выводя туда громадные государственные средства. На всякий случай. Под управление "независимых" фондов попадают и государственные вузы. Для правильного обучения молодёжи. Посыл инакомыслящим: это наша страна. Не таких, как ты. Прогибаешься или уезжаешь, ворота открыты! Покидает страну много молодёжи, потенциальные Илоны Маски, понимая, что страной управляет мафия, которая готова на все, чтобы сохранить власть. Тут им не место.
Орбан — по рецепту Геринга — постоянно придумывает мнимые опасности: Сорос, который действует через пятую колонну, Брюссель, который покушается на независимость Родины, тепленькие либералы, которые нападают на наши семьи и детей, чтобы превратить их в ЛГБТ. Мигранты, которые ордами стоят на границе, чтобы захватить наши территории и рабочие места. Безродные космополиты в качестве пятой колонны, которые хотят нас отдать в рабство западным буржуям (лексика несколько другая). С открытым ртом слушают его радиовыступления по пятницам провинциалы и синие воротнички. Он не орет, как Гитлер. Он спокойно объясняет им происходящее на доступном им языке.
Внешняя политика.
Положение Орбана в Евросоюзе ослабевает быстро. Он там чужой. Он братается с такими, как Алиев, Путин, Эрдоган, Трамп, Си. Преклоняется перед ними. Он знает, что в Евросоюзе ему не место. Вопрос только времени — когда покинет? Долго пользовался попустительством Меркель, у которой лозунг: "Только чтобы проблем не было". Орбан — чувствуя неизбежное — пытается набрать столько денег и расположения у восточных ханов, предавая Евросоюз, сколько сможет до выхода из ЕС.
Впервые он встретился с Путиным в 2009 году на съезде "Единой России". Встреча оказалась удачной. Путин мастер вербовки и обаяния инородцев. После победы Орбана на выборах 2010 года дела пошли в гору. Оказалось, говорят, что Орбан не какой-нибудь англосакс или скандинав, который не понимает слово "откат", и что готов работать по понятиям. Орбану нужно было иметь хорошие отношения с Путиным и для того, чтобы показать своим западным критикам: а я могу без Вас! Атомный проект — ненужное пока расширение венгерской атомной станции — по российскому кредиту, был вроде жеста в сторону России, однако "утром деньги, вечером стулья". Деньги уже пошли, а "воз и ныне там". Строительство пробуксовывает. Время идет. То ли ишак, то ли падишах...
Что случилось с молодым либералом Орбаном, который в конце концов сел на поезд, мчащийся в сторону станции "Откровенный фашизм"? Для чего?
Оказалось, что у него имеется безграничное желание доминировать. Он, по сути, мафиозный босс. Орбан доедет до конечной станции своей дороги, где, однако, надо будет выходить из вагона. Вместе с ним всей Венгрии. Я бы предпочёл поведение Эстонии, Латвии, Литвы, Словакии, Чехии, Румынии: которые развиваются молча, используя полученные средства от ЕС. Не возникать. Пользоваться моментом. Но это не по-орбански.
Всё вышесказанное является оценочным мнением автора.