На встрече со школьниками Путин всё-таки нашёл образ будущего, обнаружив залог "развития России" в "ядерном реакторе народа" и его "пассионарности".
"Если мы существуем более тысячи лет и так активно развиваемся, укрепляем себя, - заявил Путин, - значит, что-то у нас есть такое, что этому способствует. Это внутренний ядерный реактор нашего народа, русского человека,.. который позволяет двигаться вперед. Это некая пассионарность, о которой говорил Гумилев и которая толкает нашу страну вперед".
Собранные на встречу отличники, будучи патриотами, проглотили сентенцию как данность, мечтая, видимо, занять в топке народного "реактора" подходящее место.
У остальных же (не отличников) возникли вопросы. Самое смешное, что в концепции Гумилёва развитие этноса (мера его пассионарности) рассматривается в терминах возрастной эволюции индивида (от рождения и расцвета до старения и смерти).
Так что, "тысячелетняя" Россия - вопреки бодрому историзму Путина, - скорее, повод к мыслям о "собесе" и уходе, завещании и старческих недугах, - а вовсе не о пассионарности и развитии.
Историческая энергетика "русского мира" настолько очевидно близка сегодня к старческой деменции и финалу (в полном соответствии с теорией Гумилёва), что неловко напоминать президенту об этапах исторического распада (советский период которого - лишь эпизод единого процесса).
Мысль о том, что Россия "активно развивается", теряя при этом огромные куски территорий и сферы влияния, - довольно экзотична даже для отличника-патриота, чтобы быть убедительной.
С момента высшего могущества в XIX веке, российская империя лишь последовательно разваливалась, теряя земли и народы, которых могла завоевать (милитаристская мобилизация - суть имперского организма), но которые не смогла цивилизованно обустроить, предложив привлекательный формат социальной жизни.
Имперский мир России последовательно распадался: Польша, Финляндия (получившие независимость), позднее - советские республики и страны Балтии, потеря союзников - стран Восточной Европы и нынешней Украины - представляют яркую картину угасания "российской цивилизации", а вовсе не её "укрепления и развития".
Демографическая катастрофа - частное проявление той же логики "заката". Природа имперского "реактора", способного к захватам, но не к цивилизованному освоению земель, привела к логичному дрейфу бывших провинций в сторону более конкурентного Запада.
Главный урок российской истории в том, что милитаризм (база имперской идеологии) был способен завоёвывать, но не удерживать, покорять народы, но не обустраивать их быт, раздвигать границы, но не конкурировать с цивилизацией западного типа. В итоге военная экспансия заканчивалась провалом и неизбежным распадом завоёванного.
Имперская модель не могла предложить тех ценностей, которые, действительно, двигали мировое развитие вперёд: ценность жизни, гуманизм, учёт частных интересов, поощрение конкуренции и социальной активности. Вместо этого "русский мир" навязывал приоритет "вертикали", рабский статус гражданина и презрение к частному человеку.
Страна успешно воевала (не считаясь с потерями), но не способна была стать "своей" в завоёванных пределах. Ни в 19 веке, ни в СССР, ни (тем более) сегодня.
"Реактор" имперской модели близок к полному выгоранию, а судьба "красного гиганта" (в рамках космических аналогий) грозит ближайшим коллапсом - с превращением в "белого карлика".
Идея путинской "пассионарности" обречена не только потому, что продвинутая молодёжь не примет идеологии авторитарного государства, - но и потому что эта модель не способна предложить миру элементарных условий для развития.
От "гиганта" - до "белого карлика", - такова судьба имперского "реактора", логика вырождения "русского мира", о котором президент угасающей страны умолчал в лекции школьникам.
И это - совсем не школьный урок, который ещё предстоит усвоить обществу в целом.
! Орфография и стилистика автора сохранены