"Законопроектом, по сути, никоим образом не ограничиваются права граждан Российской Федерации, связанные с частной собственностью, жилищные права, а также иные права, предусмотренные Конституцией Российской Федерации."
Когда пояснительная записка к законопроекту завершается такими словами, то можно с уверенностью ожидать интереснейшего чтива и в самом тексте. Проект 200753-6*, внесенный Путиным в январе, ожидания оправдывает. В пояснительной записке объясняется, что польза регистрационного учета в России какая-то невысокая, из-за того, что появились люди предоставляющие учет как услугу и заполняющие квартиры десятками фиктивно зарегистрированных жителей. Для борьбы с этом бичом общества предлагается, неудивительным образом, начать людей обильно штрафовать и сажать в тюрьму.
Весь этот законопроект, его происхождение, цели и предлагаемые методы их достижения, складываются в удачную поэму по мотивам основных проблем современной российской государственности. Для начала государство вводит некую обязанность, перекладывающую ответственность за сбор информации на граждан. Быстро обнаруживается, что граждане этим сбором заниматься незаинтересованы, но раз надо, то появляются профессионалы, позволяющие выполнить выдуманное государством требование наиболее эффективным путем — само собой с централизацией, администрацией, экономией масштаба и прочей рационализацией труда. Государство этим совершенно ожидаемым развитием событий оказывается недовольно, и, вместо того чтобы уничтожить корень проблем отменив регистрацию вообще и переосмыслив методологию сбора информации о гражданах, начинает махать палкой и угрожать уголовной ответственностью.
Можно ли угрозами принудить людей отчитываться о своей жизни перед государством? Конечно можно. Угрозами вообще чего угодно можно добиться.
В ранние двадцатые годы, например, большевики столкнулись с падением лесозаготовки после уничтожения рынка закупок и быстро придумали ввести план лесозаготовок, а недосдавших леса расстреливать. Тоже дело — жизнь человека за вязанку дров. Проблемы лежат исключительно в эффективности этого обмена — она чрезвычайна низка, а в конкретном случае с дровами вообще откровенно отрицательна. С пропиской все обстоит куда менее радикально, но дух мер ровно тот же, еще и с добавленной изощренностью.
Как говорится в пояснительной записке, из-за "фиктивного учета" государственные органы сталкиваются с проблемами в своей работе — статистикам сложно считать цифры по миграции, следователям сложно находить лиц привлекаемых к уголовным делам, да и военным комиссарам сложновато охотиться на призывников. Кто же будет отвечать за эту неэффективность? Может, сами органы, которые зачем-то полагаются на откровенно гнилые данные? Нет, ответственность понесут люди, которые в представлении президента Путина должны выполнять следственную работу за следователей, статистическую за статистиков и комиссарскую за комиссаров.
Аппарат Путина, составлявший закон, при этом очевидно понимал всю абсурдность затеи и пытался сам себя убедить в том, что закон совершенно не о том, чтобы угрозами заставить граждан бесплатно работать на государство. Из этого понимания родилась и прекрасная оговорка поставленная в эпиграф и чудный пассаж из текста законопроекта: "Граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией и законами."
Граждане регистрироваться обязаны, но за отсутствие регистрации не может влечь за собой ограничение прав и свобод. Странная такая обязанность, не слишком обязательная. Оговорка во втором предложении очевидно была вставлена как нелепая попытка отдать дань уважения каким-то правовым ценностям, потому что сам законопроект состоит как раз в добавлении статей в административный и уголовный кодексы, влекущих ограничение прав и свобод за невыполнение режима регистрации.
Например, законопроект предлагает включение в КоАП статьи 19.151 — "проживание гражданина РФ по месту пребывания или месту жительства без регистрации". Наказывается штрафом до трех тысяч рублей, в Москве и Петербурге — до пяти. Еще больший абсурд возникает в самой статье 19.15, вводящей такой же штраф за проживание без паспорта или по недействительному паспорту. Уникальная ситуация, когда правонарушением объявляется не деяние и не бездействие, а сам факт проживания. Граждане России могут проживать в России только на условиях установленных полицмейстером, как бы говорят нам авторы законопроекта, абсолютно игнорируя не то, чтобы Конституцию, а минимальный здравый смысл.
Жемчужиной законопроекта, впрочем, является введение уже не административной, а уголовной ответственности за новоиздуманное преступление "фиктивной регистрации". Надо сказать, что в УК уже есть статья 292 — подлог, которая криминализует именно внесение заведомо ложных сведений в документы должностными лицами. Зачем же расширять кодекс и плодить статьи, усложняя правовой процесс? Затем, что согласно законопроекту, состав фиктивной регистрации включает не только подлог документов, но и "регистрацию гражданина Российской Федерации в жилом помещении без намерения проживать в этом помещении". Преступность деяния, по новой статье, квалифицируется даже не по намерению, а по отсутствию намерения.
Кто и каким образом будет устанавливать факт несуществования намерения законопроект, естественно, умалчивает. Тем не менее, законопроект уже получил положительный отзыв заместителя председателя Верховного суда А.А.Толкаченко, для которого непротиворечивое установление отсутствия намерения, очевидно, проблемой не является. Возможно, реализуются планы по внедрению штатного телепата в каждый пункт регистрации, который бы выявлял кто из зашедших намерен, а кто не намерен проживать по регистрируемому адресу и должен получить до трех лет лишения свободы.
Интересно также, что законопроект умалчивает о том, кто собственно является правонарушителем при совершенно фиктивной регистрации. Сам ли человек, пытающийся зарегистрироваться; чиновник, его регистрирующий; брокер, способствующий регистрации; или собственник жилья, договор с которым представляется как основание для вселения. Исходя из того, что статья 292 о подлоге влечет ответственность только для должностных лиц, видимо новая статья ориентирована именно на последние три категории — ответственность за проверку достоверности документов таким образом снимается с чиновника и перекладывается на гражданина. По сути это элегантное решение вышеозначенной проблемы с установлением отсутствия намерения — давайте просто переложим ответственность за такое установление на собственников жилья, пусть сами думают, как распознать имеет ли наниматель намерение жить или не имеет. Ошибутся — в тюрьму сядут, а у нас зато, того глядишь, статистические данные более достоверные будут.
Весь этот подход не только чудовищен, но и банально неэффективен. В таких странах, как США, Великобритания или Франция никакой обязательной регистрации по месту жительства нет, и ничего — государственные органы учатся выполнять свою работу не полагаясь на вымученные самоотчеты граждан. Фиктивная регистрация — это абсолютно искуственная проблема, созданная самим государством в попытках установить неудобный и потому неработающий порядок сбора искомой информации. Добавление к этому порядку угроз штрафов и тюремных сроков нисколько не поднимает его эффективность. Будучи принят, нынешний законопроект в лучшем случае заставит людей заполнять бумажки и тем самым несколько продлит жизнь неэффективного подхода к сбору информации, а куда более вероятно, что принятие закона лишь создаст новый уровень коррупционности в и без того коррумпированной сфере.
Если закон малоэффективен даже с точки зрения государственных нужд, то для граждан он просто является еще одной дополнительной формой государственной агрессии. Существование целой отрасли фиктивной регистрации гражданам действительно вредит — зная, что государство, банки, и вообще "инстанции" излишне полагаются на базы данных прописки, человеку легко вписаться в чью угодно квартиру и жить в относительной уверенности, что, по крайней мере, при первой проверке его будут искать по совершенно левому адресу. Таким образом, жители Тулы обнаруживают у себя коллекторов пришедших разбираться с невыплаченным кредитом, выписанным незнакомым человеком в Петербурге.
Эта проблема создается именно самим фактом государственной регистрации, которая используется как подтверждение адреса проживания исключительно в силу лени. Производство штампов, заменяющих информацию о проживании по определению коррупциогенно и открыто к подлогу, а следовательно будет незаконно эксплуатироваться тем, кому это выгодно. Выгоду же создает государство, само производя спрос на штампы и форсируя их использование для подтверждения адреса проживания. Никакие угрозы не изменят этой простой экономической логики, следующей из природы самого процесса регистрации.
По кому закон действительно ударит, так по тем, кто не извлекает из нарушения порядка регистрации никаких выгод, а потому неспособен оплатить коррупционную крышу. Вводя регистрацию, государство сначала само создает рынок для коррупционных услуг, а потом еще и наказывает тех, кто в этот рынок не вписался. Для опытных коррупционеров со связями же открывается настоящее раздолье, цена их услуг с каждым новым репрессивным законом будет повышаться.
О штрафах за проживание без паспорта и регистрации говорить что-либо смысла вообще нет — очередной мелкий раздражитель, добавляющий несущественных, но надоедливых проблем.
Самое плохое, впрочем, не в законопроекте. Проект — лишь очередной элемент видимо бесконечного ряда людоедских мер, принимаемых плохо соображающими и/или безнравственными деятелями, заседающими в государственных учреждениях. Люди у власти делают то, что умеют, а умеют они вот так. Подумать о том, что необходимую для государственных нужд информацию можно собирать, не заставляя людей отчитываться о своей жизни под угрозой тюремного срока, им не получается. Да и зачем думать, если есть угрозы — это проще, понятнее, и виноватых если что искать легче.
Самое отвратительное здесь, что всем, в общем-то без разницы. Закон неэффективен даже для выполнения своих заявленных целей, и делает государство более неприятным для жизни — и ладно. Так как сам по себе повод не такой большой, чтобы на улицы выходить, никто и не выходит. Тотальное разложение же государства складывается именно из таких вот мер, накапливаемых одна за одной, и если им никак не противостоять, то в итоге ничего и не останется кроме одной гигантской коррупционно-репрессивной пирамиды, залезшей во все аспекты людского быта.
*У законопроекта совершенно прекрасное полное название: О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в целях устранения предпосылок для фиктивной регистрации в Российской Федерации лиц в жилых помещениях и об установлении административной ответственности за нарушение правил регистрации граждан России по месту пребывания или по месту жительства и за их проживание в жилых помещениях в Российской Федерации без регистрации, а также об установлении уголовной ответственности за фиктивную регистрацию в Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства граждан России и за фиктивную постановку на миграционный учет в жилых помещениях в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства)
Написал для хороших друзей, организовавших сайт Прописке.нет.
! Орфография и стилистика автора сохранены